Зимние шины в Москве – история
Необходимость – мать изобретения – эта пословица является хорошей иллюстрацией ранней истории зимних шин в Москве. Даже несмотря на то, что в этом деле лишь немногие поначалу видели в этом необходимость.
Оглавление:
1. Nokian Tyres – начало зимних шин
2. Испытания на перевале Готард
3. Goodyear вопреки сомнениям
4. Шипованная резина
5. Безопасно и быстро
6. Накладки, канавки и ламели — чем больше, тем лучше?
7. Одна модель – тысячи прототипов, десятки тестов
8. Возвращение к круглогодичным шинам
Сегодня в это сложно поверить, но в середине прошлого века различие между автошинами для летней и зимней езды вызывало во многих средах сомнения и даже… подозрения в маркетинговом скандале. Сомнения были связаны, прежде всего, с вопросами о том, зимние модели на самом деле обеспечивают большую безопасность зимой. Больше, чем стандартная летняя шина.
«Может быть, потребность и есть мать изобретений, но разве мы не имеем дело с искусственным созданием этой потребности в данном случае, только во имя прибыли?» - предположили скептики. К счастью, научные доказательства были у изобретателей и шинных инженеров.
Разработка и усовершенствование зимних покрышек явилось революционным изменением в автомобильном транспорте, особенно в странах, где зима означала отрицательные температуры, дожди и снегопады и связанное с этим ухудшение условий движения.
Nokian Tyres – начало зимних шин
История зимней резины начинается там, где она и должна начинаться. В стране морозного севера. В 1930-х годах было необходимо начать работу по разработке покрышек, которые могли бы помочь в плавном вождении по снегу. Это касалось в основном грузового транспорта, что в зимнее время, помимо некачественных дорог, представляло огромную проблему.
В этих условиях в 1934 году Suomen Gummitehdas Osakeyhti, прародитель сегодняшней шинной компании Nokian Tyres, представил первую историческую модель зимней автошины под названием Kelirengas.
Новшество заключалось в весьма очевидных и разумных изменениях – премьерные зимние покрышки от Nokian получили усиленную конструкцию (представьте себе замену резины после прокола на морозе и посреди снежной метели) и новый рисунок протектора с поперечными ребрами. Финские автомобильные покрышки вгрызались в снег и позволяли преодолевать маршруты, которые до недавнего времени были доступны только после использования цепей противоскольжения.
Знаете ли вы...
В 1936 году финские инженеры разработали знаменитую модель Hakkapeliitta. Первые автопокрышки Nokian, предназначенные для легковых автомобилей, помимо всего прочего, имели сильно изогнутый протектор с углами. Это помогало, например, трогаться со снега или грязи. Модель рекламировалась под слоганом «Ваш ангел-хранитель на зимней дороге».
Испытания на перевале Готард
Во многих местах мира нет зим, как в скандинавских странах. Таким образом, можно понять, почему конкуренция на шинном рынке не сразу пошла по пути, заданному Nokian Tyres. Но поскольку в Австрии всегда шел сильный снег, всего через два года после того, как модель Kelirengas поступила в продажу, компания Semperit подготовила ей альтернативу.
Это была модель «Голиаф» с характерными зигзагообразными канавками и (аналогично первой модели Nokian) протектором с угловым рисунком, облегчавшим выход из сугробов и слякоти.
Инженеры Continental работают над созданием собственных зимних покрышек с 1940-х годов. Результатом этих усилий стал дебют модели M+S 14 (в 1952 году). Её название происходит от аббревиатуры «Matsch + Schnee», означающей «грязь и снег», которая до сих пор используется для обозначения зимней резины.
Немецкий бренд оказался на высоте (буквально) в маркетинге своего продукта. В 1953 году автомобили, оснащенные новыми зимними шинами Continental, первыми в мире преодолели альпийский перевал Готард. Как тщательно подмечено, они сохраняли свои полные свойства до конца подъема, т.е. 2112 метров над уровнем моря.
Кто был первым?
Сегодня многие источники (включая Continental) считают M+S 14 первой настоящей зимней резиной. Финская Nokian, австрийская Semperit и американская Goodyear являются первопроходцами в производстве и разработке первых зимних шин довоенного времени и сразу после войны. Однако наиболее комплексно к этому вопросу подошла немецкая компания – ее модель отличалась не только агрессивным рисунком протектора, но и иной резиновой смесью.
Обычная резина, используемая в летних моделях, затвердевала при отрицательных температурах и теряла эластичность. Вот почему более поздние зимние покрышки были фактически развитием идей инженеров Continental. А M+S 14 оставалась на рынке все десятилетие. Спустя это время немецкий производитель представил свою преемницу — модель M+S 18.
Goodyear вопреки сомнениям
В то же время по другую сторону океана компания Goodyear работала над своей премьерной зимней автошиной. Это тоже интересная история, потому что в конце первого десятилетия 20-го века американский бренд проводил тесты с покрышками, которые лучше справлялись со снегом.
В 1909 году компания Goodyear представила модель Diamond Tread с обычным ромбовидным протектором, считающуюся прародительницей всесезонных шин Vector и зимних UltraGrip. Этот рисунок протектора сохранился в каталоге компании до конца 1940-х годов, они хорошо себя показали на заснеженной дороге, хотя комфорт вождения и уровень шума оставляли желать лучшего.
В 1930-х годах компания Goodyear разработала прототип зимней резины в ходе экспериментов с синтетическим каучуком. Идеи американских инженеров наконец нашли применение в модели Suburbanite, представленной в 1952 году. Она быстро стала бестселлером — её рекламировали с заверениями, что она поднимется на любую горку в любых условиях. Она хорошо продавалась в Америке, а также показала очень хорошие результаты в некоторых европейских странах, таких как Швейцария и скандинавские страны.
Со временем Suburbanite также обогатилась версией Studable с 464 шипами, что давало 100% гарантию на скользком покрытии, а в 1956 году была запущена бескамерная версия модели.
Шипованная резина
Если в первые десятилетия шинной борьбы с непростыми погодными условиями производители пытались придумать что-нибудь, что улучшило бы поведение автомобиля зимой, то последние полвека стали эпохой сознательного технического прогресса, полностью изменившего возможности транспорта в худшее время года для водителей.
С 1950-х годов Continental сначала завоевала рынок с моделью M+S 14, а позже ее преемницей — M+S 18. Еще одним прорывом немецкой компании стала первая радиальная зимняя модель TS 729.
Примерно в то же время у Michelin был серьезный конкурент на этом поприще. По сей день французы гордятся тем, что их модель X M+S 1968 года стала первой глобальной зимней резиной, экспортированной в десятки стран мира. Её успех повторили X M+S 3.
Знаете ли вы...
В 1963 году все призеры ралли Монте-Карло использовали шипованные автошины Nokian. Скандинавские зимние покрышки также приняли участие в побитии рекордов скорости автомобилей на льду.
Даже после войны некоторые производители экспериментировали с конструированием шипованных зимних шин. В 1961 году компания Continental представила шипованные зимние автошины — версию Eis M+S 18. В том же году дебютировали Kometa-Hakkapeliitta — шиповки Nokian.
Шипование зимней резины — решение, которое отлично зарекомендовало себя в автопробегах. Однако для асфальтовых покрытий оно оказалось губительным. В 1970-х шипованные зимние колеса стали запрещать в повседневном использовании во многих странах, так что недолгая карьера этого типа зимней резины подошла к концу. Шипы для автошин, как и шипы для мотошин, начали уходить в небытие. Шипованная резина в России по-прежнему разрешена в повседневной езде.
Как это ни парадоксально, эти запреты заставили шинные компании быть более креативными и искать новые технологические решения. Радиальные покрышки для зимы — один из ожидаемых прорывов.
Следующим шагом стало производство резины из термопласта, состава, разработанного инженерами Continental, устойчивого даже к очень низким температурм.
Безопасно и быстро
Аналогичным нововведением 1983 года могла похвастаться компания Michelin. На первый взгляд её модель X M+S 100 не напоминала старые зимние покрышки. Протектор состоял из большего количества более мелких резиновых блоков, что улучшало устойчивость автомобиля на скользкой дороге и сокращало тормозной путь. С этой же целью на всей поверхности протектора появилось в общей сложности более 900 прорезей различной глубины.
В Японии использование шипованных автошин не запрещалось до конца 1980-х годов. Затем Bridgestone представила модель Blizzak, сравнимую по рисунку протектора и дифференциации с ранее упомянутой Michelin X M+S 100. Новинкой японского бренда стала впервые использованная многоячеистая технология — микропузырьки на поверхности протектора впитывали воду от поверхности льда, и в то же время действовали как присоски. Это одна из самых интересных разработок в производстве зимней резины на сегодняшний день.
Разработка зимней резины стала важнейшим фактором повышения безопасности управления в сложных погодных условиях. Каков был результат? Повышения скорости удалось добиться несмотря на неблагоприятные погодные условия. Улучшенная конструкция зимних автошин, более подогнанная резина, более профилированный протектор – все это позволяло производителям планомерно улучшать характеристики своих зимних моделей.
И вот, в конце семидесятых годов компания Goodyear представила первую модель UltraGrip с индексом скорости H, которая позволяла двигаться со скоростью 210 км/ч. Раньше годами стандартным индексом для этого типа шин был Q (160 км/ч). В начале следующего десятилетия модель с такой маркировкой представила компания Continental (TS 750).
Накладки, канавки и ламели — чем больше, тем лучше?
На рубеже веков Continental был первым производителем в мире, который добавил силикагель в резиновую смесь зимних покрышек. Этому они обязаны большей гибкостью при низких температурах и лучшему сцеплению с мокрой поверхностью. Работа инженеров немецкой компании — это еще и асимметричный протектор, известный, например, по популярной ContiWinterContact TS830 P.
Этот тип резины, который более эффективно отводит воду и обеспечивает лучшее сцепление на поворотах, особенно при быстрой езде, нашел свое применение в автомобилях более высокого класса и спортивных автомобилях с более мощными двигателями.
В своем ассортименте зимних шин Goodyear систематически развивала модель Ultra Grip. В четвертом поколении кремнезем был использован впервые. Шестое поколение, представленное в этом столетии, было разработано с использованием технологии 3D-BIS, трехмерной системы блокировки элементов протектора. Количество ребер блока для лучшего сцепления со снегом и льдом увеличено на 60%.
В начале нового тысячелетия похожее решение представила компания Michelin — ее технология была запатентована как «StabiliGrip» и заключалась в конструкции протектора с самоблокирующимися блоками с 3D-ламелями. В 2007 году французский бренд объявил об очередном изменении состава резиновой смеси, из которой изготовлены ее зимние покрышки. Новым ингредиентом стало подсолнечное масло, свойства которого делают ее еще более эластичной при низких температурах.
На этом эксперименты Michelin не заканчиваются. В 2014 году французы первыми применили т.н. функциональные эластомеры, которые придают резине лучшее сцепление с мокрой и заснеженной поверхностью, а также влияют на ее эластичность в мороз. Эластомеры представляют собой полимерные пластмассы, обладающие высокой способностью к обратной деформации под действием механических сил. Можно увидеть плоды работы инженеров Michelin в следующих эволюциях серии Alpin.
Одна модель – тысячи прототипов, десятки тестов
О масштабах научно-технологического начинания, которым сегодня является производство зимних шин, свидетельствуют цифры заводов и исследовательских центров Goodyear. Например, модель Ultra Grip 9, работа над которой началась в 2012 году, была разработана на основе более 3000 (!) прототипов.
Прототипы были созданы в четырех центрах разработки брендов, в том числе на заводе в Люксембурге и на заводе в Польше. Всего было оценено около 70 спецификаций, разработано 30 вариантов дизайна, протестировано 14 комбинаций дизайна и проведено сравнение с 9 конкурирующими продуктами. Кроме того, проведено 7 испытаний автошин на трассах и полигонах, в т.ч. в Финляндии, Швейцарии и Новой Зеландии. В общей сложности модель была протестирована более 600 раз (включая машинные испытания), прежде чем была выпущена в продажу. Разумеется, аналогичные процедуры применяются к каждой из ведущих шинных компаний.
Думая о водителях
Комфорт при движении и экологические характеристики конкретной модели — аспекты, на которые водители обращают все больше внимания. Особенно последнее сегодня является важным фактором — оно состоит не только из качества производства по отношению к природной среде, но и из свойств покрышки, от которых зависит, сможет ли она, например, снизить расход топлива во время движения.
Модель Pirelli Winter Snowcontrol Serie II 2010 года не только предлагала интерактивную систему канавок IBS (Interactive Brickwork Siping), которая гарантировала устойчивость протектора, например, при торможении, а также лучшее сцепление с дорогой, но также снижала воспринимаемый шум и благодаря экологичному производству и технологии, снижено сопротивление качению, а значит, сведены к минимуму расход топлива и выбросы углекислого газа.
Точно так же во флагманской модели Winter Sottozero Serie II технология HTS (Hydro Static Tank) благодаря более широким окружным канавкам позволила более эффективно удалять слякоть. Глубокие косые канавки снижали шум и влияли на экономичность вождения.
Возвращение к круглогодичным шинам
Сегодня многие из усовершенствований, которыми производители хвастаются при разработке идеальных зимних автошин, являются свидетельством реального технического прогресса в мировом транспорте. Инженеры Toyo использовали микрочастицы скорлупы грецкого ореха в резиновой смеси (например, в модели Observe GSi-5), что привело к улучшению сцепления и износостойкости модели.
Марка Nokian славится зимним показателем глубины протектора – по шкале от 8 до 4 мм. Символ снежинки виден на глубину до 4 мм (это минимум для обеспечения сцепления со снегом и предотвращения аквапланирования), когда его больше не видно, это признак того, что покрышки нужно заменить на новые.
Еще одно технологически революционное решение – финские покрышки с выдвижными шипами. Прототип модели Hakkapeliitta Concept, представленный в 2014 году, мог бы решить проблему запрета на использование этого типа резины — шипы в них находятся под контролем водителя.
Знаете ли вы...
В 2015 году французский бренд Michelin создал первую летнюю резину с зимним допуском. Модель CrossClimate, в отличие от всесезонных автошин, характеристики которых летом и зимой являются результатом технического компромисса, достигла наивысшего класса сцепления на мокрой дороге как по летним, так и по зимним критериям.